Константинополь «канонически восстановил» главу «Киевского Патриархата»

Об этом говорится в пункте 3 постановления Синода Константинопольского Патриархата:

«Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью». 

Сам Филарет (Денисенко) заявил на брифинге, что Синод Константинопольского патриархата снял с него анафему.

“Для того чтобы признать епископат, который был рукоположен мной после наложения анафемы, действительным, нужно было сделать недействительной ту политическую анафему, которую на меня наложили”, — сказал Филарет.

“Это решение о недействительности этих всех запретов дает нам возможность теперь объединиться с архиереями Московского Патриархата, которые захотят объединиться, и объединиться с автокефальной церковью”, — сказал Филарет.

Зачем это было сделано?

Вопрос “канонического восстановления” Филарета (Денисенко) продиктован стремлением создать “Единую Поместную Православную Украинскую Церковь” (ЕППУЦ), которая должна получить Томос об автокефалии от Константинопольского Патриархата. ЕППУЦ пока не существует, в “Киевском Патрирахате” считают, что она должна быть провозглашена на объединительном соборе, архиереями – сторонниками автокефалии из “КП”, УПЦ и УАПЦ. Такой собор невозможен, пока Филарет под анафемой, а “КП” не каноничен.

Что теперь будет?

По логике сторонников автокефалии, после нынешних решений Константинополя в Киеве должен состояться собор с участием архиереев “Киевского Патриархата”, УАПЦ и той части клириков УПЦ, которая поддержала просьбу о томосе. Задача собора – создать ЕППУЦ и избрать ее первоиерарха. После этого Патриарх Варфоломей может вручить ему томос об автокефалии. Для этого в Украине могут продолжить работу экзархи Вселенского Патриархата, которые и организуют этот собор. Сейчас наиболее вероятным претендентом на пост будущего главы ЕППУЦ называют Филарета (Денисенко).

Реакция Русской и Украинской Церквей

«Константинополь фактически заявляет, что он вступил в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на своем ближайшем заседании, которое состоится 15 октября в Минске, даст надлежащую оценку этим деяниям», — сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал принятые в четверг решения синода Константинопольского патриархата по украинскому вопросу “беззаконным деянием”, которые нарушают межправославное единство и попирают церковные каноны.

“Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия”, – заявил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков.

По словам Волкова, Русская Церковь “будет вынуждена разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом” после его решения снять анафему с Филарета.

Председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви архиепископ Климент (Вечеря) назвал решение Синода Константинопольского патриархата по Украине является неканоническим и вмешательством в дела поместной церкви, заявил

“Это решение абсолютно неканоническое, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату, то каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на Патриарха Варфоломея надо наложить анафему”, – заявил архиепископ Климент.

Что такое “Киевский Патриархат” и кто такой Филарет?

«Украинская православная церковь Киевского Патриархата» — церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской митрополии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

11 июня 1992 года Архиерейский Собор РПЦ МП постановил  отлучить монаха Филарета (Денисенко) от Церкви за то, что он «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине».

Были ли уже попытки возвращения Филарета в лоно Церкви?

В ноябре 2017 года глава непризнанной Украинской Церкви Киевского Патриархата, патриарх Филарет (Михаил Денисенко) направил обращение в адрес проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В письме он озвучил просьбу о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».

В письме содержалась просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».

«Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем», — завершаел письмо патриарх Филарет.

Архиерейский Собор с удовлетворением воспринял обращение как шаг к преодолению раскола и  создал комиссию для переговоров с представителями самопровозглашенного «Киевского Патриархата».

На следующий день глава непризнанного “Киевского Патриархата” подтвердил, что написал обращение к Русской Православной Церкви, но заявил журналистам, что его неправильно истолковали:

«Мы постоянно говорим о том, что Украине  нужна единая поместная православная церковь. Ради этой цели мы и пошли на примирение. Но, как вы знаете, примирения не состоялось потому, что Собор (проходящий в Москве Архиерейский Собор. — Правмир), воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и не на решения вопроса об автокефалии, а на то, что якобы мы хотим вернуться в лоно Русской Церкви».

Бывший митрополит Филарет также заявил, что не намерен каяться:

«Я заявляю твердо: никакого покаяния в том, что выбрал путь украинской автокефалии — не было нет и не будет. Бог дал нам государство, и в нем должна быть независимая Православная Церковь. Это аксиома».

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий