Очень сложным был 20 век для Русской Православной Церкви. Особенно тяжёлым было время раскола, который пришёлся на начало 20-х годов.
Вот так описывает духовное положение вещей протоиерей Капитон Виноградов в марте 1921 года:
Духовная жизнь замерла, общения духовенства нет, слово Божие не проповедуется из опасения, дети охулиганились. В Александро-Невской церкви служится вечерня с народным пением, и ведутся беседы с участием светских лиц…
***
В мае 1922 года, при активной поддержке Государственного политического управления при НКВД РСФСР, возникает новое обновленческое движение, именющее себя Живой Церковью. Организатор живоцерковников — протопресвитер Владимир Красницкий. Возникновение и деятельность «Живой Церкви» (ЖЦ), как и других обновленческих организаций, происходили при активной поддержке ГПУ и были связаны с антирелигиозной политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить православную Церковь в России.
***
Из дневника отца Капитона Виноградова — настоятеля храма в честь Александра Невского, города Тулы.
10 июня 1922 года
Получил в подарок от прихожан кипарисовый крест. Возникло новое церковное движение: обновление церкви. Добиваются — епископам быть из белого духовенства, оно должно и править. Образован у нас в Туле комитет с епископом Виталием во главе.
10 июля 1922 года
Вместо осужденного Ювеналия управляет Епифанский Виталий, бывший протоиерей, принесший повинную большевикам, сидя в остроге. Многие его не признают, считая отступником. …Я еще служу. Много толков по поводу «Живой Церкви». Я скоропоспешности реформ не сочувствую. Епископу Виталию Епифанскому туляки не сочувствуют. На съезде духовенства в Москве намечены крупные реформы: быть брачным епископам, разрешить двоебрачие священников, закрытие монастырей, по всем уездным городам.
15 августа 1922 года
От «Живой Церкви» отделился епископ Антоний. Образовано Высшее Церковное Управление. Группа «Возрождение церкви» по образцам первых христиан [якобы] с устранением всех наслоений, при активном участии верующих в делах Церкви, с отменою назначения епископов, допущением монашества как подвига, допущением белого епископата из вдовцов, с признанием власти законодательной — Соборов и администрации, с признанием на нужды Церкви налогов косвенных. Пастырь должен быть примером в религиозно-нравственной жизни для пасомых. Признание советской власти. Высшее Церковное Управление из духовенства и светских с епископом во главе. Духовенство переживает тяжелые времена. Сохранится ли у нас Православие?
***
Деятельность Живой Церкви началась ещё до её организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 года в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей. 6 мая привлечённый к московскому процессу против духовенства и мирян патриарх Тихон (Беллавин) был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены «Петроградской группы прогрессивного духовенства» — протоиерей Александр Введенский и священник Евгений Белков. Вместе с приехавшим ранее Владимиром Красницким они установили контакты с единомышленниками — московскими священниками Сергеем Калиновским, Иваном Борисовым, Владимиром Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Николаем Русановым и Сергием Ледовским. Калиновский к тому времени подготовил к печати № 1 журнала «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей организации то же название.
***
Из дневника отца Капитона Виноградова:
Апрель 1923 года
Читано о Церковном Соборе — приветствие его власти и осуждение Патриарха. За несочувствие революции. Странно такое отношение при общем несочувствии оной. Закончился Собор низложением Патриарха Тихона. Решено женатым быть епископами. Введен новый календарь.
4 мая 1923 года
Удручающее извещение газетное, что наше Высшее Церковное Правительство [совет] вступилось перед Англией с защитою советской власти, что якобы гонений и преследований Церкви и религии в России нет, что теперь самое благодатное время для нее, тогда как в это время — за штат пятерых священников по Туле, и мой сослужитель отец Петр Боженов, — все за «контрреволюционное направление». Пред всем светом ложь! Сколько священников расстреляно, сколько в тюрьмах! Сколько опустошено монастырей, разорено церквей, поругано святынь, осквернено алтарей. У русской Церкви ни одной школы, ни домов для своих собраний, ни церковных предметов для богослужения, ни права обучения религии, но при открытии повсюду богоборных лекций. И Собор засвидетельствовал, что правда Христова у коммунизма! Поистине, в России — и в государстве, и в Церкви — «власть тьмы».
7 мая 1923 года
Я не служил по причине увольнения за штат моего сослуживца протоиерея Петра Фомича Боженова, прослужившего 27 лет при нашем храме с ревностию и благочинно; всегда проповедовал, снискал любовь и уважение от прихода. Уволен за несочувствие новому церковному течению. Почему и служил вместо меня раннюю — прощальную литургию. На его прощальное слово ответил бывший церковный староста А.А. Любомудров с земным поклоном. Прихожане плакали. Я был в поздней, которую служил вновь назначенный о. Петр Николаевич Маккавеев, 35 лет, из села. Стриженный и в поддевке, зачисленный в члены Управления. Человек, мало внушающий доверия — нецерковный. Я пока дал ему свой крест.
***
ГПУ были организованы визиты к находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье свт. Тихону делегаций священников-обновленцев, которые требовали устранения патриарха от управления Церковью. Ввиду угрозы новых гонений на верующих патриарх составил и передал письма о временном переходе Высшего церковного управления к Ярославскому митрополиту Агафангелу (Преображенскому) в связи со своим привлечением к гражданскому суду. 18 мая, во время третьего посещения свт. Тихона, священники Введенский, Белков и Калиновский (Красницкий выехал в Ярославль для встречи с митрополитом Агафангелом) просили о передаче им патриаршей канцелярии. Свт. Тихон на прошении написал поручение его подателям передать дела Синода митрополиту Агафангелу по его прибытии в Москву.
Власти, опасаясь твёрдой позиции митрополита Агафангела по защите Церкви, воспрепятствовали его выезду из Ярославля. Пользуясь отсутствием в Москве патриаршего местоблюстителя, организаторы устранения патриарха от управления Церковью истолковали резолюцию свт. Тихона как разрешение на передачу им высшей церковной власти. Патриарх Тихон был переведён сотрудниками НКВД из Троицкого подворья в московский Донской монастырь, где содержался под домашним арестом в строгой изоляции.
***
Из дневника отца Капитона Виноградова:
21 июля 1923 года
В храме состоялось приходское собрание о присоединении к Патриарху Тихону и восстановлении отца Петра Боженова, уволенного за штат «Живой Церковью», восстановлении по благословению Патриарха, полученному отцом Петром Боженовым. И о прекращении сношений с местным церковным управлением. Я по болезни и особым соображениям не участвовал. Торжество полное с благодарственным молебном и многолетием Патриарху. Но через четыре дня последовали аресты в доме о. Петра [сам уехал в Москву], члена совета и причта. Я по милости Божией избежал. Отец Петр не является. За него служить приглашен советом [приходским] священник Н.И. Троицкий.
3 сентября 1923 года
Я получил уведомление чрез приходской совет от Церковного управления об увольнении меня за штат за непоминовение епископа. И назначении двух иереев. Отец Петр проживает еще в Москве. Приходской совет решил отделиться от «Живой Церкви», быть самостоятельным, о чем уведомили политотдел. Я продолжаю служить с помощью Троицкого.
17 октября 1923 года
Держимся Патриаршей Церкви. От «Живой Церкви» приход священников не принимает. Своим епископом признаем Николая, проживающего в Москве.
7 ноября 1923 года
Отец Петр, сослуживец, после 4-х месячного скрывательства арестован, в остроге. Живется тяжело.
1 декабря 1923 года
Много толков о праздновании Рождества Христова. Распоряжение светской и духовной власти — по новому стилю. Мы же — приход — по старому, и еще 4 церкви. Многие приходы не желают по новому, а от причта требует власть по новому, возникают несогласия.
15 января 1924 года
Понедельник, большой мороз. Исполнилось 25 лет моего служения при Александро-Невской церкви г. Тулы. Я оставил службу с 27 декабря ст.ст. — 9 января н.ст. вследствие несогласий из-за перехода на новый стиль. Решил удалиться от зла, хотя приходское собрание оставило меня до 2 февраля, когда я вступил в приход. К тому же и зрение стало слабо. Из глубины души благодарю Господа за милости Его. Всего служения моего 45 лет. Чувствую себя свободнее. На дому отправляю все службы. Стоят большие морозы. Топим чугунку.
***
25 июня 1924 года патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, и это событие ослабило положение обновленческих группировок. В первых же обращениях к верующим патриарх Тихон дал исчерпывающую оценку обновленчеству, отметил желание обновленцев устранить всех несогласных провести реформы, толкающие Церковь к сектантству, их жажду выгоды, чинов и наград. С помощью обмана и лжи, писал свт. Тихон, деятели «Живой Церкви» неканонично и самочинно захватили в мае 1922 года высшую церковную власть, «чтобы насаждать всюду так называемую «Живую Церковь»». Патриарх указал, что они внесли в Церковь раскол, с их помощью преследовали сохранивших верность долгу епископов и священников. Послания патриарха положили начало массовому возвращению из обновленческого раскола в лоно православной Церкви епископов, клира и мирян.
Для спасения обновленческого движения ОГПУ и Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) приняли решение создать новый обновленческий орган, удалить наиболее одиозных, дискредитировавших себя в глазах верующих деятелей ЖЦ и привлечь в его состав больше архиереев старого поставления. 8 августа 1923 года был образован «Священный Синод Российской Православной Церкви» во главе с Евдокимом (Мещерским), бывшим архиепископом Нижегородским. Синод официально объявил о роспуске всех обновленческих групп и фракций, в том числе и «Живой Церкви». В руководство обновленческого синода вошло немало бывших живоцерковников, однако их лидер Красницкий был устранён из центрального обновленческого руководства.
После того как в сентябре 1924 года Красницкий открыто признал провал своих попыток достижения соглашения с патриаршей Церковью, «Живую Церковь» покинули практически все бывшие сторонники.
С 1924 года Красницкий служил по воскресеньям без диакона и псаломщика в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Всего в городе к «Живой Церкви» относилось не более 2-3 храмов и часовен. Сохранение «Живой Церкви» хотя бы и в качестве крайне незначительной организации было выгодно властям, которые продолжали рассматривать эту группу обновленцев как угрозу для Церкви.
В 1929 году у «Живой Церкви» осталась лишь одна церковь на Серафимовском кладбище Ленинграда. Некоторую солидность ЖЦ придавал служивший в церкви по праздничным дням белый архиепископ Иоанн (Альбинский). Однако в 1934 году он примкнул к обновленческому Синоду. Лишившись со смертью Красницкого в марте 1936 году руководителя, последняя живоцерковная община на Серафимовском кладбище вскоре прекратила своё существование.
Составлено по материалам сайтов «Древо», «Прожито» и «Википедия».