Человек по своей природе изначала существо духовное. Поэтому к чему бы он ни стремился на земле, он никогда не бывает удовлетворен. Художник не бывает удовлетворен картиной, родители никогда не бывают довольны детьми, учителя – учениками, граждане – устройством государства. Не было такого в истории, чтобы граждане были довольны государственным строем. Потому что все, что связано с жизнью человека, – все заквашено на грехе, все на зле, везде есть порча, потому что человеческая природа извращена грехом.
Конечно, самому человеку выйти из этого зла невозможно. Поэтому Христос на землю и пришел. Пришел не праведников спасать, потому что праведников, оказывается, спасти невозможно. И мы видим, как Господь обращался с блудницами, с людьми, которые согрешали смертным грехом: очень ласково, с любовью. И с каким гневом Он говорил с фарисеями, потому что хоть как-то пытался сбить с этой их праведной позиции.
Труднее всего обратить к Богу человека, который сознает, что он праведник, что все у него хорошо, что он всегда поступает правильно, никаких грехов у него нет. Такое сознание есть глубочайшее заблуждение, потому что человек полностью удовлетворен той степенью духовного развития, которая в данный момент у него есть. Он не видит перед собой Бога, у него нет никакого стремления Его обрести, он полностью самодостаточен. И это означает духовную смерть, потому что из этого нет развития. Духовное развитие возможно только тогда, когда человек постоянно кается в грехе, то есть постоянно видит, чтó ему в себе самом нужно исправить, и, как бы снимая слой за слоем, исправляет свою жизнь: исправил одно – сразу вырастает другое. Вернее, не вырастает, оно было всегда, просто этого не было видно, поскольку один грех заслоняет тысячу других. Поэтому если человек покается в грехе (а покаяться не значит его назвать, покаяться – значить его исправить), если он исправит этот грех, один булыжник своротит – за ним оказывается тысяча более мелких. Когда он вынимает эту тысячу, за ней оказывается десять тысяч других.
Поэтому чем ближе человек к Богу, тем больше он кается; чем ближе он к вечной жизни, тем больше в нем слезы покаяния. А если у нас нет этих слез, если мы не чувствуем себя падшими, если мы довольны собой, то значит, мы от Бога ушли очень далеко.
протоиерей Димитрий Смирнов