Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное, — сказано Господом Иисусом Христом. Тебя смущают эти слова. Ты смущаешься потому, что спутал людскую неразвитость с нищетой духа, которую заповедал Спаситель. Нищетой духа обладали лучшие люди, которые жили в нашем мире. Быть нищим духом означает сознавать свое недостоинство пред величием Божиим, сознавать свою нечистоту пред чистотой Творца, сознавать свою полную зависимость от силы Господней. Пророк Давид, очень умный человек, сказал о себе: Я же червь, а не человек (Пс. 21: 7). Его сын, премудрый Соломон, писал: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3: 5). Вот что означает быть нищим духом – надеяться на Господа и не полагаться на свой разум. И будет блажен тот, кто сможет искренне исповедать: сила моя немощна, разум ничтожен, воля слаба. Помоги мне, Господи! Нищетой духом обладал святой, который вслед за апостолом сказал: кроме Христа, я не знаю ничего. Нищетой духом обладает ученый, который, как Ньютон, признает, что он знает гораздо меньше того, чего не знает. Нищетой духом обладает богатый, который, как и богатый Екклезиаст, говорит: вышел… нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего (Еккл. 5: 14) Нищими духом считали себя святой князь Савва, сербский король мученик Стефан Дечанский, святой князь Лазарь. Да и не только они. Апостолы, святители, преподобные и праведники, миллионы благочестивых христиан – все считали себя нищими духом, а потому и достигли, по обетованию Господа, Царствия небесного. И потому скудоумен не тот, кто мало знает, но тот, кто похваляется своими знаниями. Нищета духом противопоставлена надменности и хвастовству. От глупой надменности и мертвящего хвастовства защищает нас Спаситель, восхваляя нищих духом.
Святитель Николай Сербский