Наставление и утешение в болезни и предсмертное время

Наставление и утешение в болезни и предсмертное время По словам Апостола (Рим. 5, 12) одним человеком грех вошел в мир, а через грех, как необходимое, естественное следствие его, вошла в мир и смерть с полчищем разных болезней, предшествующих ей.

Болезни, как бич Божий, поражают всякого человека, кого более, кого менее жестоко; иные болезни бывают так жестоки, что расслабляя тело, расстраивают и душу, делают жизнь тягостною и передают царице ужасов — смерти, которая приводит в трепет всякого, даже твердого духом.

Потому наш долг знать, как вести себя во время болезни, чтобы облегчить ее жестокость, пользоваться ею во благо души, и что нужно делать, чтобы не бояться смерти чрезмерно и встретить ее без большого смущения.

Больной должен исполнять во время болезни некоторые особенные обязанности в отношении: 1) к Богу, 2) к другим и 3) к себе.

1. Больной:

а) должен всякую болезнь принимать как посланное от Бога воздаяние за грехи, как врачевство душевной болезни, как средство к очищению, укреплению, усовершению добродетели, и потому должен переносить с покорностью воле Божией, смирением, сознанием своих грехов, раскаянием в них, с благодарностью за отеческое вразумление — с целью исправления и спасения души.

б) Пользуясь медицинскими средствами для восстановления телесного здоровья, не надобно иметь настойчивое желание, чтобы непременно и скоро последовало выздоровление, и надежду исцеления надобно возлагать не на лекарства, а на Бога, Который и лекарствам дает силу целебную, и управляет ходом болезни. Потому, возлагая надежду на одного Бога, надобно всецело предаться воле Божией во всем, что и как ни стал бы делать с нами благий Бог, Который все делает к нашей пользе, лучше знает, продлить ли болезнь для пользы души, или исцелить нас.

в) Так как во время болезни самолюбие и страсти ослабевают, голос совести становится яснее, слышнее, душевные чувства трезвее, разум чище, больной лучше может обсудить ничтожество чувственных удовольствий, которые в здоровом состоянии обольщают, привлекают к себе, лучше может почувствовать гнусность грехов; в болезни полезно чаще размышлять об этом, предпринять благие намерения и утвердиться в решимости — оставить греховные желания, вести лучшую жизнь.

г) В случае поправления здоровья надобно благодарить Бога, как подателя жизни и здоровья; благие намерения, предпринятые во время болезни, надобно решительнее проводить в исполнение и преуспевать в добродетелях.

2. По отношению к другим:

а) больной должен остерегаться, чтобы родных, знакомых, врачей, служителей не оскорблять нетерпеливостью, ропотом, упрямством, капризами, жалобами, сварливостью;

б) напротив, надобно быть терпеливым, кротким, покорным, благодарным за услуги;

в) также и по отношению ко всем чужим, даже к людям неприятным и врагам надобно показывать благосклонность, приветливость, христианскую любовь;

г) и, таким образом, быть для всех добрым примером.

3. По отношению к себе:

а) больной не должен пренебрегать приличными медицинскими средствами поправить здоровье, но не должен предаваться и беспокойной заботливости усиленно возвратить здоровье;

б) а прежде и больше всего надобно позаботиться об уврачевании души от нравственных недугов, о вечном спасении души, не откладывать этого до будущего времени;

в) не предаваться нетерпеливости, малодушию, страху смерти, отчаянию, стонам, ропоту, потому что это только увеличивает жестокость болезни, но сохранять и показывать благодушие, которое можно поддерживать, например, назидательными разговорами, особенно молитвою о том, чтобы Бог облегчил страдание или дал терпение переносить жестокость болезни и даровал исцеление, если это Ему угодно и больному полезно; утешать себя размышлением о том, с какою целью Бог попускает болезни, какая от них польза для страдальцев, которые разумно переносят их.

Здесь полезно изложить для размышления и утешения рассказы из жизни св. подвижников, как некоторые из них подвергались болезням, как на них смотрели и как переносили их.

Один старец говорил: Если овладеет тобою слабость тела, то не малодушествуй. Ибо если Господь хочет, чтобы ты был слаб телом, то кто ты, что с огорчением принимаешь это? Не Сам ли Он за тебя печется обо всем! Ужели ты без Него живешь? Потому переноси терпеливо и проси Его, чтобы даровал тебе полезное, т.е. чего Он хочет, — то и делай и сиди с терпением, вкушая с любовию, что имеешь (Pelag. I.8. C.45. Rosw. Pag.591).

Федор, ученик Пахомия Великого, сильно страдал головою и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: Ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдания без попущения Божия? Потому переноси болезнь, и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие. А если захочет дольше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие (В. leronim in Vita Parhom. Rosw. pag 136.).

Св. Афанасий Великий, пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: Отче! Есть ли какая польза человеку от болезни? Св. Нифонт отвечал: как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов (Чет. Мин. 23 дек.).

Старец Пиргийской Лавры, по имени Мироген, вел такую строгую жизнь, что подвергся водяной болезни. Когда другие старцы приходили к нему с желанием лечить его, то он всегда говорил им: Отцы! молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни. А что касается до настоящей моей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; потому что чем более внешний человек страдает, тем более внутренний живится (Луг. Духов. Бл. Мосх. гл. 9, 10.).

Св. Синклитикия говорила: много коварных страстей диавола. Не успел поколебать душу бедностию, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями, вооружается на нее похвалами и славою. Не возмог обольстить душу удовольствиями, он покушается сокрушить ее невольными трудами (скорбями).

Если человек побеждает диавола крепостию, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями с тем, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильною горячкою и томится несносною жаждою.

Если ты грешник, то страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя, наказа Мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18).

Если ты железо, то огнь (болезни) очистит твою ржавчину. Если ты праведен и подвергаешься болезням, то чрез это от великого переходишь к большему. Если ты золото, то чрез огонь (скорби) сделаешься чище. Плоти твоей дадеся ангел сатаны (2 Кор. 12, 7); радуйся, видя кому ты уподобился: ты удостоился чести Ап. Павла.

Если ты страдаешь от горячки или простуды, то помни, что писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси нас в покой (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, — ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Сия двоякая скорбь сделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2).

Когда болезнь тяготит нас, то не надобно скорбеть о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают эти страсти, то не о чем беспокоиться. Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди их воссылать благодарственные песни Богу.

Если лишились мы глаз, то не поднимаем их с важностию, ибо лишились орудия превозношения (и рассеяния мыслей по видимым предметам), и внутренними очами будем созерцать славу Божию.

Сделались мы глухими — не должны печалиться, ибо лишились суетного слуха (и многих развлечений и искушений, происходящих от него). Все ли тело одержит болезнь, — зато растет здравие внутреннего нашего человека (Достопам. сказ, о св. Отцах, стр.271,272 №7,8. Rufin 1,3 п.157 Rosw. р.586).

Св. Иоанн Лествичник говорит: Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов (Леств. Сл.26.55).

Св. Исаак Сириянин говорит: Когда изнемогаешь, говори: «Блажен сподобившийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь». Ибо недуги насылает Бог для здравия души. Некто из святых сказал: Замечал я, что монаху, который не работает благоугодно Господу и не подвизается ревностно о спасении души своей, но нерадит в прохождении добродетелей, непременно попускается Богом впадать в искушения, чтобы не оставался он праздным, и от многой своей праздности не уклонился в худшее.

Посему-то Бог налагает искушение на ленивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же сие Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей. И когда будут умолять Его, не скоро внемлет им, пока не изнемогут и пока несомненно не дознают, что за нерадение и за леность их приключилось с ними это (Сл. 57. стр. 428).

Св. Варсонофий Великий говорит: Здоровье и страдание тела зависит от Бога, Который сказал: Аз убию, и жити сотворю. Поражу, и Аз исцелю, и несть, иже изметь от руку Моею (Втор. 32, 39). Итак, когда Богу угодно, то Он подает здоровье чрез врача, и когда угодно одним словом (Своим).

Продолжительность же и непродолжительность страдания есть также дело провидения Божия; и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно (Отв. 522. стр. 443, изд. 1855 г.).

Если человек съесть что-либо с верою (что не получит вреда) и ощутит болезнь, то он не должен давать места сомнению (и малодушию); ибо Бог, зная, что болезнь эта избавляет его от многих душевных страстей, оставляет его в этом страдании. Да вспоминает же он тогда слова Апостола, который говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). И да не подумает, что это случилось с ним от снедей, которые кажутся вредными; но это есть попущение Божие; ибо если бы он вкушал и то, что кажется хорошим и полезным, то без повеления Бо-жия ничто не могло бы принести ему пользы (Отв. 524, стр. 444).

Св. Варсонофий так утешал нетерпеливого больного брата: Сын мой, потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться (скорбию), чтобы уныние не пленило (и не подавило) нас; ибо это начало погибели. Помни, чадо, что претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13).

Сын мой! и болезнь бывает ко испытанию, а испытание приводит к искусству. Муж, неиспытанный искушениями, неискусен (Сирах. 34, 10). Испытанный же бедствиями бывает искусен, как и золото, очищенное огнем. Искусство приводит человека к упованию, упование же не посрамит (Рим. 5, 3, 4).

Да не расслабит же враг богоугодного намерения твоего, и да не поколеблет веры твоей в св. Троицу. Скажи мне, что ты пострадал, что так ослабеваешь? Вспоминай слова Апостола: Не у до крове спасте, противу греха подвизающеся. И забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаемый. Его же бо любит Господь, нака-зует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог: Который бо есть сын, его же не наказует отец? Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12,4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то ты будешь прелюбодейчищем (Отв.619, стр.523).

Бог посылает болезни иногда в наказание за грехи, иногда для подавления и очищения страстей, иногда в предотвращение грехов, в которые мы впали бы по беспечности или по превозношению в здравом состоянии, иногда за нерадение, для пробуждения от беспечности о спасении души, иногда для испытания веры, терпения, для уготовления большой награды в будущей жизни.

Каждому скажет своя совесть по какой причине кто страдает болезнию; а для нас, слабых, полезнее думать, что мы подверглись болезни за свои грехи, по своей неосторожности, по нерадению о спасении души и угождении Богу. Добровольно не хотели мы приближаться к Богу молитвою и исполнением заповедей Его, и Бог болезнию невольно заставляет вспоминать о Нем, и влечет к Себе, как говорит Псалмопевец: Браздами и уздою челюсти их восстягнеши не приближающихся к Тебе (Пс. 31, 9).

Вo всяком случае, не надобно малодушествовать и роптать: ропот прогневляет Бога и увеличивает тяжесть болезни, а благодарение Бога за вразумление нас болезнию лучше водворяет в нас благодушие, спокойствие и исходатайствует нам великую милость Божию. А о других мы не должны думать, что они подверглись болезни за свои грехи, чтобы не впасть в грех осуждения и уничижения.

Такое мнение или подозрительность истребляют в нас любовь к ближним. А лучше думать, что они подверглись болезни для испытания веры и добродетелей. О слепом Спаситель говорил: Ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божий на нем (Иоан. 9, 3). Такое мнение будет располагать нас к сострадательности к другим.

Один брат в монастыре аввы Серида близ Газы в Палестине, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил великого старца Варсонофия молиться за него и помочь ему. Св. Варсонофий говорил ему: Возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божий. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого в Царствие Свое Вечное. И когда, по обыкновению, я начал молить Бога о тебе, Он сказал мне: «Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется чрез телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды» (Отв. 510).

Мирской брат великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши, в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так: Болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу бесплодным. Итак, если потерпишь, и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня, ничтожного, и себя значущими нечто, — меня, как великого человека, — себя, как — брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшего тебя в такое состояние (Отв. 345).

Один старец просил великого старца Варсонофия помолиться о выздоровлении аввы Се-Рида, игумена Палестинского монастыря близ Газы. Св. Варсонофий говорил ему: О здоровье сына моего (Серида) могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь (в монастыре) святых, чтобы он не был болен ни одного дня, и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения (Отв. 130).

По этой, конечно, причине авва Серид, как он открылся своей братии для их пользы, хотя жестоко страдал горячкою, но не молил Бога подать ему здоровье или облегчить его от болезни, а только даровать ему терпение и благодарение (Отв. 573).

Некоторые из старцев общежития аввы Серида спросили великого старца Варсонофия: Вы сказали нам, что вы умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву Серида; отчего же Бог, исполняющий волю боящихся Его, взял авву прежде вас? Почему Бог утаевает иногда и от святых дела Свои? И отчего на теле аввы Серида, пред его кончиною, появились струпы, подобные горящим углям, огневики?

Св. Варсонофий отвечал, как некогда сказано было авве Антонию Великому: Это судьбы Божий, ты не можешь уразуметь их, — так должно разуметь и о сем. Что касается углевидных струпов, называемых огневиками, и преставления аввы Серида, то он получил славу сверх меры от людей и от Бога. Но чтобы не обоготворили его (ибо поистине он был причастником Св. Духа и совершенства), Бог чрез это (болезнь) угасил славу человеческую, чтобы вполне умножилась слава Божия.

Достигши такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а равно, находясь посреди людей, не мог избавиться от этого, и потому Бог взял его. Что же касается до нас, то мы ожидали, что будет так, как мы полагали, а случилось по воле Бога, превосходящего (наши мысли) промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непостижимого, но всякую мысль и всякое благое дело возлагать на имеющего власть, да будет по воле Его (Отв. 605).

Один брат спросил великого старца, должно ли употреблять врачевание в болезни. Св. Варсонофий отвечал: Те, которые прибегают к врачам, и которые не прибегают к ним, поступают так (или должны поступать) в надежде на Бога. Прибегающие говорят: Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление. А не прибегающие, в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), не согрешишь, а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет только то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово св. Пророка Илии, которое он говорил: От одра, на него же возшел еси, не имаши слезти с него, яко смертию умреши (4Цар.1,4.16), — и будешь тогда без попечения (и смущения) (Отв.505).

Из этого наставления видно, что во всякой трудной болезни лучше ожидать смерти; надобно заблаговременно приготовиться к ней, исповедаться и приобщиться св. Тайн Христовых; тогда и можно встретить смерть без смущения, а внезапно постигающая смерть всегда приводит в смущение и страх.

Когда кто в опасной болезни, страшась умереть, умоляет Бога продлить еще жизнь с обещанием покаяться, исправиться, то под этим условием Бог избавляет от болезни, дарует еще продолжение жизни. Но если в ком не предвидит исправления, то не избавляет от болезни, посылает смерть, и притом каждому посылает смерть во время самое удобное ему для перехода в вечность, когда он бывает лучше приготовлен к ней, и посылает смерть кому легкую, мирную, а кому жестокую, страшную, смотря по тому, кому какая полезнее для души и для вечной жизни.

Но по роду постигающей кого-либо болезни и смерти нельзя судить о степени греховности или праведности и богоугодности, чтобы не впасть в грех осуждения. Хотя, по свидетельству св. Писания вообще смерть грешников люта, а смерть праведников честна, мирна (Пс.33,22;115, 6); но бывает много и исключений, — иногда и грешник умирает по-видимому спокойно, а праведник подвергается жестокой страшной смерти.

Но из этого нельзя выводить заключения о богоугодности первого, о греховности и погибели последнего. Пути и суды Божий для нас непостижимы; пред ними надобно только благоговеть, а постигнуть их нельзя.

Св. Афанасий Великий говорит: Многие праведники умирают злою смертию, а грешники праведною, т.е. безболезненною, тихою. В доказательство этого он рассказывает следующий случай. Один монах отшельник, славный чудотворениями, жил с одним учеником в пустыне. В один день случилось ученику пойти в город, в котором был начальник злой, не боявшийся Бога, и увидел, что этого начальника погребают с большою честию, и множество народа сопровождает его до гроба.

Возвратившись в свою пустыню, ученик нашел своего святого старца растерзанным гиеною, и стал горько плакать о старце и молиться Богу, говоря: Господи, как славно помер тот злой властитель, а этот святой, духовный старец за что подвергся такой горькой смерти, -растерзан зверем?

Когда он плакал и молился, явился ему Ангел Господень и говорил: Что плачешь о своем старце? Тот злой властитель имел одно доброе дело, за которое в награду он и удостоился такого славного погребения, а по переходе в другую жизнь ему уже больше нечего ожидать, кроме осуждения за худую жизнь. А твой наставник, честный старец во всем угодил Богу; и будучи украшен всякою добротою, он однако ж, как человек, имел один малых грех, который такою горькою смертию очищен, прощен, и он отошел из этой жизни совершенно чистым (Пролог, 21ч. июля).

Рассказывают, что два святые старца, скончавшиеся, узнав по откровению, что сподвижник их на земле впал в блуд, молили Бога, чтобы Он послал льва или другого зверя растерзать его, чтобы лютою смертию, очистив свой грех, он пришел в место блаженства их (Пролог, 6 июля).

В одно время некоторый человек упал в реку и утонул. Одни говорили, что он за грехи свои погиб, а другие, что такая смерть случайно последовала. Бл. Александр спросил об этом великого Евсевия. Евсевий говорил: Ни один из них не узнал истины. Если бы всякий получал по делам своим, то весь мир погиб бы. Но диавол не есть сердцеведец. Усмотрев человека, приближающегося к смерти, он расставляет ему сети искушений, чтобы подвергнуть его смерти; раздражает его на ссору или на другое худое дело, великое или малое.

По козням его иногда от малого удара или от другой маловажной причины человек умирает; или влагает мысль перейти реку во время полноводья, или в другую напасть старается ввести его без всякой нужды. Случается, что иных бьют без милости, почти до смерти, или оружием ранят, и они не умирают; а иногда и от легкого удара умирают. Если кто в жестокий холод зимою отправится в дальний путь с явною опасностию и замерзнет, то сам будет виновником своей смерти.

Если же отправится в хорошую погоду, на дороге вдруг застигнет его непогода, от которой некуда укрыться, и он погибнет, то такой умирает мученическою смертию. Или если кто, надеясь на свою силу и ловкость, хочет переправиться через быструю и бурную реку и утонет, то он по своей воле подвергся смерти (и будет осужден, как самоубийца).

Если же кто видит, что река тиха, не опасна, другие переходят благополучно, по следам их и сам пойдет, и в это время диавол запнет ему ноги, или иначе как споткнется и утонет, то такой умрет мученическою смертию (Пролог, 23 марта).

Когда грешники умирают лютою смертию, то за мученическую кончину получают прощение грехов или облегчение в будущем мучении. А когда праведники подвергаются нечаянной, мученической смерти, то за это им увеличивается награда в будущей жизни.

Св. Афанасий Великий говорит: Многие праведные жизнь свою проводят в продолжительных, жестоких болезнях, а грешные иногда умирают мирно и скоро, т.е. без страданий. Св. Григорий говорит: Часто благочестивые подвергаются большим скорбям и томлению и прежде, и во время смерти, потому что имеют хоть какие-нибудь малые грехи, чтобы очиститься от них. Ибо нет праведника, который бы не имел чего-нибудь доброго, за что в награду он и удостаивается мирной кончины. Но получив здесь всю награду, в будущей жизни тем строже будет осужден за худые дела (Пролог. 30 апр.).

В одном Солунском монастыре одна девственница, подвергшись искушению от диавола, не стерпела, ушла в мир и жила распутно несколько лет. Потом образумившись, она решилась исправиться и возвратиться в прежний монастырь на покаяние. Но едва только дошла до ворот монастыря, упала и умерла.

Одному Епископу Бог открыл о смерти ее, и он видел, что св. Ангелы пришли, взяли душу ее, а бесы в след их шли и спорили с ними. Св. Ангелы говорили, что она столько-то лет «служила нам, душа наша». А бесы говорили, что она и в монастырь вступила с леностию, «как же вы говорите, что она покаялась?»

Ангелы отвечали: Бог видел, что она всеми мыслями и сердцем преклонилась к доброму, потому и принял покаяние ее.

Покаяние зависело от ее доброй воли, а жизнию Бог владеет; бесы с посрамлением удалились (Пролог. 14 июля).

Преп. Афанасий Афонский прославился благочестием, святостию и чудотворениями; но Бог, по непостижимым для нас судьбам, назначил ему несчастную по-видимому смерть, заранее открыл ему, что он с 5 учениками своими будет задавлен сводом церковного здания. Святой Афанасий намеками говорил об этом и в последнем поучении братии, как бы прощаясь с ними, и после поучения поднявшись с 5 избранными учениками на верх постройки, тотчас был задавлен обрушившимся зданием (Чет. Мин. 5 июля).

Священная история свидетельствует, что во времена нечестивого царя Израильского Ахава Пророк Божий, желая обличить его, почел нужным явиться к нему в окровавленном виде и для этого, по повелению Божию, сказал встретившемуся ему человеку: Побей меня.

Тот из благоговения к человеку Божию не хотел бить, и Пророк сказал ему: За то, что ты не послушал слова Божия, как только ты уйдешь от меня, растерзает тебя лев.

Так и случилось; едва этот человек отошел от Пророка, лев встретил и растерзал его (3Цар.20,35,36). Бл. Петр Дамаскин замечает, что это случилось не по гневу Божию, но к пользе многих, не потому, что этот добрый человек достоин был того, чтобы не просто умер, как другие люди, но чтобы по слову Господню был растерзан зверем и за такую горькую смерть получил венец (Доброт, ч.3. кн.2. 24стр.124 изд.1857).

Авва Геронтий рассказывал следующее: Трое нас было Восков за Мертвым морем, что около Висимонта. Мы ходили по горе, а другой Воск странствовал по берегу моря внизу нас. Случилось однажды, что он встретился с сарацинами, проходившими по тем местам. Тогда как они прошли уже мимо его, один из них, возвратясь, отрубил отшельнику голову. Мы видели издали, потому что были на горе. Мы плакали об отшельнике; и вот вдруг спустилась сверху птица на сарацина, схвативши, подняла его вверх, пустила на землю, и сарацин раздробился на части (Луг. дух. гл.21, стр.19.52). Из этого видно, что хотя Господь попустил сарацину убить отшельника по неведомым для нас причинам, но за убиение его наказал убийцу.

Авва Агафоник, игумен Киновии св. Отца Саввы, говорил о себе: В один день пошел я в Руву посетить авву Пимена отшельника и, нашед его, сказал ему свои помыслы; когда наступил вечер, он пустил меня в пещеру. В это время была зима, и ночь была очень холодна, я весьма озяб.

Старец утром пришел, и когда я стал жаловаться на холод, сказал мне: Я не озяб, любезное чадо! Услышав это, я удивился, ибо на нем не было одежды, и сказал ему: Сделай милость, скажи, как ты не озяб? Он отвечал: Лев пришел, спал подле меня и согревал меня. Впрочем я говорю тебе, брат, что меня съедят звери. Я спросил его: За что? Он отвечал: За то, что когда я жил в своей стране и был пастухом овец, презрел прохожего странника, и его съели мои собаки. Я мог спасти его и не спас, но оставил, и собаки растерзали его. Знай, что и я так умру. Спустя три года старец был съеден зверями, как сам предсказал (Луг. духов, гл.166, см. подоб. гл.56).

Из этого видно, что хотя старец был благочестив, угодил Богу, даже удостоился дара прозрения в будущее, однако ж Господь послал ему страшную смерть для очищения его греха и за мученическую кончину, конечно, простил ему все прежние грехи, и удостоил его Царства Небесного.

Потому по качеству смерти нельзя судить об угодности или неугодности человека Богу, Который лучше нас знает кому какую смерть лучше послать — тихую ли, безболезненную, или лютую, многострадательную. Но что ни делает Бог, все делает к лучшему, для облегчения участи человека в вечности.

Св. Златоуст говорит: Если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом; ибо несчастия уготовляют ему светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание или совсем освободить их от оного. Когда видишь, что некоторые или при кораблекрушении погибли, или задавлены домом, или потонули в реке, или другим насильственным образом окончили жизнь, между тем, как иные, подобно им, или еще хуже грешат, однако остаются невредимы, — не смущайся и не говори: от чего это согрешающие одинаково не пострадали одинаково?

Бог попускает одному быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему, или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал для себя большее осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы, наученный казнию первого, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а беспечность их (Бес.3. о Лазаре. 9).

С этою, кажется, целию попущена Богом внезапная смерть Галилеян, убитых Пилатом и задавленных Силоамскою башнею, о которых говорит Спаситель: Думаете ли, что сии Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или, думаете, что те 18 человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете (Лук. 13, 1-5).

Никто и из нас не может обнадеживать себя, что не случится с ним внезапная смерть. Потому, чтобы она не постигла нас врасплох и не привела в трепет, надобно заранее готовиться к ней.

О ПРИГОТОВЛЕНИИ К СМЕРТИ

Неостаточно делать приготовление — это только, когда уже наступает или угрожает смерть; но во всю жизнь постоянно надобно готовиться к мирной кончине. Приготовление может быть отдаленное и ближайшее.

Приготовление к смерти отдаленное

Вся жизнь, как бы один день, и притом последний, должна быть постоянным, заботливым приготовлением к смерти. Для этого нужно: 1) с одной стороны устранить препятствия, 2) с другой — употреблять средства к спокойной смерти. 1) Препятствия к спокойной смерти, которые тщательно надобно устранять, преимущественно следующие:

а) греховная жизнь, откладывание покаяния и исправления до другого времени;

б) забвение о смерти, желание и надежда на продолжительную жизнь без намерения и страдания преуспевать в благочестии;

в) чрезмерный страх болезни и смерти;

г) безрассудная надежда на милосердие Божие и на некоторые свои добрые дела, с забвением о правосудии Божием, или, напротив,

д) чрезмерное смущение духа, страх правосудия Божия и будущих мучений.

2) Пособиями к спокойной смерти могут быть:

а) заботливость о сохранении чистоты и спокойствие совести, исправление всех недостатков и слабостей, образование доброго характера;

б) постоянная память и частое размышление о смерти, которая верно придет, только неизвестно когда; частое раздумье о суетности земных благ, об опасностях и бедствиях настоящей жизни, о превосходстве наград и радостей в будущей жизни;

в) о беспредельной благости Божией к людям, желание соединиться с Богом Иисусом Христом, надежда на получение вечного блаженства по благости Божией и по заслугам Спасителя;

г) постоянное, деятельное старание преуспевать на лучшее в жизни, непрерывное бодрствование и ожидание смерти, при котором надобно жить так, чтобы всякий день считать последним, или чтобы спокойно, бестрепетно было встретить смерть в каждый день.

3) Спаситель часто поучал бдительности на страже спасения притчами: о рабах, внезапно позванных отдать отчет господину, о рабах, ожидающих прихода господина с брачного пира, о 10 девах, ожидавших прихода жениха, о нечаянном приходе вора (Мф.25,1-13.19; Лук.12,26-40;16,2 и сл. Мф.24,42-51), побуждал быть всегда готовыми во всякой день и час встретить Господа с приходом смерти. Для этого надобно:

а) Чаще спрашивать свою совесть, чиста ли, спокойна ли она, так, чтобы не страшно было встретить смерть.

б) Впрочем для этой цели недостаточно избегать только тяжких грехов, не сознавая за собою малых грехопадений. Этим еще не оправдается человек пред Богом; но надобно чаще сокрушением очищать сердце от страстей, возгревать в нем любовь: чаще исповедываться и причащаться св. Тайн Христовых с таким расположением, с каким желали бы принять эти таинства в последние минуты жизни, чтобы усвоить себе крестные заслуги Иисуса Христа и верою в них утверждать в себе надежду на милосердие Божие, по которому Бог ради заслуг возлюбленного Сына Своего прощает и великих грешников, удостоийвает Царства Небесного.

в) Надобно ежедневно отходить ко сну с такою мыслию, что, может быть, придется встать от сна уже не в этой, а в другой жизни. Потому надобно ложиться в постель, как в гроб или могилу, с усердною молитвою к Богу.

Короче сказать: г) что желал бы ты и должен делать во время самой смерти, то делай заранее. Потому надобно чаще спрашивать себя: если ты умрешь в этот день, в эту ночь, то как ты явишься пред праведным Судиею-Богом?

Кто таким образом бодрствует на страже своего спасения и старается вести благочестную жизнь, то хотя бы Господь послал ему и внезапную смерть, она найдет его не неготовым; и потому скоропостижную смерть нельзя еще считать злою, несчастною, когда предшествовала ей добрая жизнь.

Приготовление к смерти ближайшее

Когда Господь тяжкою болезнию или быстрым упадком сил предвещает скорую смерть, то с особенным усердием надобно готовиться к ней следующим или подобным образом:

1) Больной пусть попросит медика и родных, чтобы заблаговременно известили его об опасности смерти, чтобы заранее, пока еще не вовсе ослабели душевные силы и самосознание еще не помрачилось от жестокости страданий, можно было с спокойным духом исповедаться в грехах, лучше очистить свою совесть, причаститься св. Христовых Тайн, даже принять таинство елеосвящения и потом с умиротворенным духом всецело предаться воле Божией.

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свое грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами.

2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий.

3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния — этой смерти души.

В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Псал. 6. 17. 21. 24. 26. 30. 31. 37. 40. 41. 42. 49. 50. 61. 62. 68. 72. 76. 83. 93. 101. 114. 117. 118. 142 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я… и проч. (Иоан. 14-17 гл.).

Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез.33,11).

Это желание Свое и любовь к людям Бог доказал тем, что возлюбленного Сына Своего послал в мир грешников спасти (Иоан.3,16), даже предал Его на страдание и смерть, чтобы этим искупить верующих в Него от греха и вечной погибели.

Апостол, изображая величие любви Божией к людям, говорит: Из людей едва ли кто умрет и за праведника: разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смерти/о Сына Его; то тем более примирившись, спасемся жизнию Его (Рим.5,7-10).

Ради бесценных заслуг послушания, страданий, смерти и ходатайства Иисуса Христа, Бог прощает верующим в Него все грехи, и теперь по верованию Церкви (в 4 и 7 молитве к причащ.) нет греха, побеждающего милосердие Божие, лишь бы только сам человек не закосневал в грехах, покаялся, решился оставить их, почувствовал отвращение от них, смиренно просил прощения.

И когда пред священником исповедует свои грехи и получит разрешение в них, то и Бог простит ему их. В этом нельзя сомневаться. Спаситель говорил Своим Апостолам, а в лице их и преемникам их: Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан.20,23). Кому разрешите грехи на земле, тому будут разрешены и на небе (Мф.18,18).

Спаситель не обманывает, когда уверяет в этом; по Его уверению скорее могут прейти (поколебаться) небо и земля, а слова Его не останутся без исполнения (Мф. 24, 35).

И Апостол Иоанн говорит: Если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен Своим словам и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1,9). А если Сам Бог за нас, то кто против нас?

Если Бог дал нам большее, — предал Сына Своего за всех нас, то как с Ним не дарует нам меньшего, — прощения грехов и царства небесного? Кто может обвинить избранных Божиих, когда Бог оправдывает их? Кто может осудить, когда Иисус Христос умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8, 31-34) для нашего оправдания и спасения?

И великие подвижники благочестия, приближаясь к смерти, боялись. Но событие показало, что они Богом оправданы, прославлены в царстве небесном. Хотя мы и не совершили подобных им подвигов, но Бог и не требует их от всех. Он требует сердца сокрушенного, смиренного, покорного, преданного Ему (Ис.66,22), или смирения, отвращения от грехов, любви к Нему и добродетели.

Даже и судить будет Бог не за то, что мы грешили: потому что это свойственно бренной, немощной, растленной природе человеческой; но будет судить за нераскаянность в грехах.

Св. Исаак Сириянин говорит: Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же; потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же — есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания.

Кто в надежде на покаяние поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели. Если мы не можем уже совершить каких-либо подвигов или загладить свои грехи, то можем поскорбеть о грехах, смириться пред Богом; а смирение, по словам св. Отца Исаака Сириянина, может одно, без добрых дел, спасти нас.

«Знай, — говорит он, — устоять (против искушений бесовских) не твое и не добродетели твоей дело, а совершит это благодать, которая носит тебя на дланях руки своей, чтобы ты не приходил в боязнь. Плачь, проливай слезы и припадай (к Богу) при воспоминании о своих грехопадениях во время попущения, чтобы избавиться тебе этим и приобрести чрез это смирение (самоуничижение, окаявание себя).

Впрочем не отчаивайся, и в помыслах смирения умилостивлением сделай простительными грехи свои. Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого (т.е. могут вести к самомнению, тщеславию, гордости).

Смирением сделай беззакония твои простительными. Оно может сокрушить крепость многих грехов. Для приобретения его потребно непрестанно печалиться мыслию (уничижать себя пред Богом и людьми, считать себя грешнее, хуже всех). И если приобретем оное, то оно сделает нас сынами Божиими и без добрых дел представит Богу; а без смирения напрасны все дела наши и всякие добродетели.

Бог хочет изменения в мыслях. Мысль делает нас и лучшими, и непотребными. Ее одной достаточно, чтобы нас бесмощных поставить пред Богом, и она же говорит за нас» (Сл.46. стр.288.289 изд.1858г).

Св. Отец, авва Дорофей, говорит: Смирение одно привлекает в душу благодать Божию. Оно одно покрывает душу от всякой страсти и от всякого искушения. Смирение и одно (без подвигов) может ввести нас в царство Божие, но только медленно, как говорит Псалмопевец: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс.24,18).

Итак, смиримся немного и мы, и спасемся. Если мы, как немощные, не можем трудиться, то постараемся смириться (т.е. сознать слабости, недостатки, свою греховность, виновность пред Богом, просить Его милости, помощи, считать себя грешниками, недостойными даров счастия, ставить себя хуже всех людей); и, веруя в милость Божию, что и за то малое, совершаемое нами с смирением, будем и мы в местах святых, много потрудившихся и работавших Богу.

Пусть мы немощны и не можем трудиться, но неужели не можем и смириться? Смиримся, и спасет нас Господь, как говорил Псалмопевец: Смирихся и спасе мя Господь (Пс.114,6) — (Поуч. 2. стр. 48. 49 изд. 1866 г.).

Св. Лествичник говорит, что смирение может из бездны грехов возвести душу на небо. Смирение возмогло исцелить и неисцельные греховные язвы Манассии. Если от одной гордости, без всякой другой страсти, некто (сатана) ниспал с неба, то так же одним смирением, без других добродетелей, можно и взойти на него. Согреших ко Господу, — возопило некогда блаженное смирение (Царя Давида) после обличения в прелюбодеянии и убийстве, и тотчас услышало: Господь отъя согрешение твое (2Цар.12,13) — (Сл.23.12. сл.25.60.61.63).

Будем и мы в смирении и сокрушении покаянного сердца умолять Господа о прощении наших грехов и о помиловании голосом церкви: утренююще вопием Ти: Господи спаси ны; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы (5Ирмос. На Вознес.). Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя: яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися; и молюся, яко Иона: от тли Боже возведи мя (6Ирмос. 8глас). В бездне греховней валяяся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли Боже мя возведи (6Ирмос. 2гл.). Векую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаянного: но обрати мя и к свету заповедей Твоих, пути моя направи, молюся (5Ирм. 8гл.). Очисти мя Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего (6Ирм. 8гл.). Господи, спаси меня грешнаго. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие, и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно; достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милостью Твою. О сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердия (Мол. св.Дамаск, на сон). Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя; вонми души моей, и избави ю (Проким. Пс.68,18.19). Ты Сам Господи глаголал рабу Твоему: призови Мя вдень скорби твоея, изму тя, и прославиши Мя (Пс.49,15). Теперь настало время тяжкой моей скорби, Радосте моя! Избави мя от обышедших мя зол. (Пс.31,7).

епископ Петр (Екатериновский)

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий