Сила одного в немощи другого совершается

Злое чувство раздражительности, которое мы испытываем в отношении наших ближних, обычно рядится в одежды справедливости. Справедливость эта носит характер чисто коммунистический: всем всё поровну. Но это невозможно, потому что один человек большой, другой поменьше, и у всех разное и умственное развитие, и душевное.

А почему же Господь так сложно все устроил?

Было бы очень справедливо, наверно, если бы все были одинаковые. Действительно, представим себе, что у двери одна створка выше другой на пятнадцать сантиметров. Мы ведь воспринимаем это как некое уродство. Но с другой стороны, мы замечаем, что в том, что создал Господь, никогда нет полной симметрии. Наоборот, все отличается друг от друга. Даже там, где и предполагается симметрия, в листе дерева или человеческом лице, на самом деле её нет. И скульпторы прекрасно знают, что если сделать симметричное лицо, оно сразу окажется неживым. То есть хотя человек и воспринимает симметрию как некий порядок и гармонию, в Богом созданном мире это не так. Просто человек немощен, и в попытках как то устроить и общество, и семью он на эту симметрию опирается, стремится к порядку чисто внешнему. Но эти попытки всегда терпят фиаско, потому что, если даже удастся такой порядок, он может возникнуть только на основе зла, только на основе принуждения, только на основе насилия. А Господь хочет совсем иного. Господь хочет чтобы связующим звеном между людьми и вообще всеми живыми тварями была любовь, которая как раз и предполагает отсутствие симметрии. Ребёнок маленький — а папа большой, жена слабая — а муж сильный. И за счёт того, что сильный может помочь слабому, за счёт того, что слабый может смириться и попросить сильного, только и возможно проявление любви. Один терпит свою болезнь и не ропщет, а другой за ним ухаживает и всё, чего он не может, делает за него. И то, что возникает между ними, и есть любовь. Это взаимное служение и смирение друг перед другом есть то искомое, чему должен человек научиться в результате своей жизни. Это и есть самое главное, это и есть «едино на потребу», чему Господь пришёл научить человека.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Смирнов

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий