В церковных правилах или канонах мы не найдем строгого предписания, что без нательного креста участие в церковных Таинствах для православного христианина становится невозможным. Но более уместно поставить другой вопрос: может ли сам православный христианин, будучи верующим человеком, приступать к Таинствам без креста? Нательный крест – это выражение нашей личной веры в Распятого ради нашего спасения Господа Иисуса Христа. Собственно говоря, это и послужило достаточным основанием того, что в нашей отечественной традиции укоренилась практика постоянного ношения нательного креста. И потому неслучайно святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест – это символ нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня».
В древности, например, крест как символ христианской веры мог быть вытатуирован или же нарисован на теле. Подобную практику мы и сейчас можем встретить среди христиан-коптов, которые делают татуировку креста на правой руке. Почему так делали в древности? Только потому, что в период гонения на христиан любое материальное подтверждение принадлежности к христианству могло быть уничтожено: крестик могли сорвать и попрать, а татуировку так просто не уничтожить.
И если сегодня в храм придет верующий крещеный человек, который в силу определенных обстоятельств не имеет нательного креста (например, потерял или забыл надеть после похода в баню), думаю, что здравомыслящий священник его не отгонит от Чаши с Телом и Кровью Христовыми. Но если человек осознанно не носит крестик на груди, это уже повод задать ему вопрос: почему он занимает такую позицию. Быть может, с его православием не все так гладко.
Таким образом, нательный крестик – это признак нашей самоидентификации как православных христиан, а вовсе не некий «пропускной талон» в Церковь.
Андрей Музольф, доцент Киевской духовной академии