Вербное воскресенье – это особый день в нашей с вами христианской жизни. В этот день Господь входит в Иерусалим, и потом почти сразу уходит оттуда.
Мы тоже приходим за Христом на нашу храмовую службу, в «наш» Иерусалим, и, конечно же, берем с собой веточки вербы. Приятно брать, когда дают что-нибудь. Ламинированные иконки с церковного амвона, вербу. Берем с надеждой, что теперь что-то произойдет. И все это верно храним, пока не засохнет или не испортится. Иногда до смерти, и тогда родственники приносят это в церковь, не зная, куда деть. А ведь важно подумать о том, почему мы это делаем.
Итак, стоит верба на своем месте и молчаливо и безмолвно задает вопрос: «А Кого же я так встречал? Где Он теперь? Где от Него весточка или, может, чудо?» И человек одиноко вглядывается в свою душу, нет ли там чего полезного от Господа? Не изменит ли Он меня так, чтобы я стал другим, и чтобы все это увидели, а я, конечно, буду стесняться и смиренно убегать от людской славы, как и положено в таких случаях. Чтобы не возгордиться.
Но нет. Душа пуста. Не пришел Господь и не изменил меня. То, что я думал собрать – не собрал. То, что я имел – расточил. И все то, чем думал прославиться и оправдаться – этого так и не появилось. Только холодное сердце, только какая-то усталость. Осталось только огорчение по поводу своей немощи. И сухая отсеченная веточка. Красноречивый укор. А ведь она – точно такая, как я. Ее взяли, чтобы встречать Христа – источник воды живой. Но она высохла и запылилась.
Почему же Спаситель мира с таким торжеством входит в святой город, а потом сразу и уходит, оставив встречающим только высохшие ветви?
Люди ожидали Мессию, как «знающего специалиста», который открутит в нашей жизни какие-то «гайки», что-то грамотно переставит местами, что-то объяснит, и не понимали того, что сделать это уже нельзя. Потому что грехопадение очень сильно повредило человеческую природу, и дело нашего исправления состоит не в том, чтобы что-то в нас переставить местами. Оказалось, что к чему-то средне-хорошему мы способны, но не можем добраться до небес. Человечеству нужен был Новый Адам, потому что ветхий оказался неисправимо смертен.
Говорит Господь: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во мне, и Я в вас» (Ин. 14.12). Христос предлагает нам Себя всего, не часть. Как Нового Адама, вместе с которым мы имеем спасение. Не «на вынос» нам, гордым и одиноким, а только вместе.
Может, в этом и кроется наша ошибка. С ветками мы встречаем Христа, а плод ищем не в Нем, а в своем сердце. Но наше сердце – не источник воды живой, оно – отломленная ветвь, и для того чтобы жить, должно найти особые отношения со Христом, рассуждая о причастии, через которое должны соединиться с Богом, а не просто стать лучше.
Тогда понятно, почему на ученике, который после причастия предал Господа, был денежный ящик. Этот ящик – символ того, что произошло. Иуда был согласен на все трудности. Не против узнать истину, но пользоваться этим вместе он не хотел. Он хотел всего, но только отдельно от Бога. Он не хотел потерять свободу, не понимая, что человеческая свобода состоит только в том, что мы не знаем, что делать. А истинная свобода бывает, только когда Бог принял тебя в Свой Святой народ. Вопреки твоему несовершенству.
Простая ветка вербы – это один из лучших образов в нашем обряде. Она целый год задает нам немой вопрос о том, в вере ли мы. Наша ветка так и стоит сухая в углу, чтобы мы поняли, что, принявши Христа, мы выходим из храма не одинокими. Не теми людьми, которые только взяли часть. Но теми, кто понял, и теперь одно со Христом.
протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице