» Ведь часто, молясь, мы совершаем одну серьезную ошибку. Вместо того чтобы посмотреть на себя глазами Христа и попытаться понять, чего Он хочет от нас, мы изо всех сил «заставляем» Его думать о нас так же, как думаем о себе сами. То есть думать неправильно.
Мы говорим: «Господи, смотри, какой я окаянный! Давай и Ты признаешь, что я такой. Поплачь вместе со мной над моим убожеством! Скажи, что я ничтожен!» А Господь, Который есть Здравый Смысл, говорит в ответ: «Ты хочешь, чтобы Я, Свет Истины, вошел вместе с тобой в этот мрак? Чтобы Я стал таким же мрачным и унылым, в то время как нужно прямо противоположное?»
Молитвенное движение души – это созерцание себя через тот свет, в котором смотрит на нас Христос. И депрессия, и меланхолия тогда исчезнут. Если спросить у Бога: «Господи, каким Ты видишь меня?», Он не ответит: «Я вижу тебя разочарованным неудачником, отчаявшимся маргиналом, для которого все кончено». Нет! Он скажет: «Я смотрю на твою дальнейшую жизнь и вижу в ней множество возможностей! Вижу последующие годы, богатые дарами, посланными для тебя! Вижу в тебе свет, дитя Мое, благодать, помощь, новых людей, новые возможности. А ты в таком отчаянии сейчас. Но я, Господь, смотрю в будущее и вижу не только сегодня, но и завтра. Хочешь попробовать посмотреть на все Моими глазами и делать то, что делаю Я?»
Но человек говорит в ответ: «Нет, я хочу смотреть зашоренно, так, как смотрю сейчас, и жаловаться на свои проблемы и неудачи». «А ты смотри вперед, в будущее!» – говорит Христос. Это – молитва. И это трудно. »
Архимандрит Андрей (Конанос), Греция