Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Часто, возлюбленные братья и сестры, перед нами встает такой вопрос: почему не за всех болящих можно приносить молитвы? Ответ мы находим в житиях подвижников благочестия, которые правильно разумели суть событий. Они разумели, от какой причины происходит та или иная болезнь в естестве человеческом, и в зависимости от этого либо умоляли Бога об исцелении, либо всецело предоставляли исход болезни Божественному промышлению о человеке.
Однажды к великому Парфению пришли родители, у которых болел сын. Естественно, они желали, чтобы тот получил скорое исцеление. Подвижник благочестия, всегда встречавший с любовью всех приходивших к нему с разными скорбями людей, на этот раз не оказал им никакого внимания. И те недоумевали: почему сей великий старец равнодушно относится к их горю? Умоляли они его, просили: «Помолись о нашем болящем сыне!» «Нет,— отвечал святитель Парфений,— не могу я молиться о нем, потому что он был близок к отцеубийству». И в недоумение пришли родители, поняв буквально слова провидца. И тогда пояснил им Парфений, что их сын много обижал отца и мать, делая то или иное преслушание. И не вытерпев такого поношения, родители сами же молили Бога о наказании! Господь наказал юношу тяжкою болезнью, которая и является праведным возмездием сыну. Поняли тогда родители свою ошибку, поняли и причину болезни сына, и хотя тот действительно оскорблял и обижал их, однако родительское сердце проявило любвеобилие к своему нерадивому, жестоковыйному чаду. Они припали к ногам святителя Парфения и просили, чтобы он склонился на милость и помолился об исцелении, потому что они прощают сыну обиды от всего сердца. Святитель Парфений помолился Богу, и юноша выздоровел. Возлюбленные братья и сестры, прислушайтесь к словам сего славного подвижника благочестия! Нельзя молиться за ребенка, оскорбляющего отца или мать и вызвавшего тем самым родительский гнев и наказание Господне! Такие люди несут заслуженное наказание, впадая в различные болезни.
Обратимся же к самим себе. И у нас случается, что неожиданно заболевает кто-то их наших ближних. Тогда мы спешим к священникам или же к благочестивым людям и просим их молитвенного ходатайства за болящих. И вдруг получаем отказ. Почему? Ответ мы уже знаем. И теперь, вместо того, чтобы огорчаться отказом, поразмыслим лучше — какие причины могли привести к болезни сына или дочери? Если действительно дети проявляли по отношению к родителям не только непослушание, но и злой душевредный умысел, оскорбляли их всячески, тогда по молитвам родителей Господь связывает их узами болезни ради исцеления душевного. Эта болезнь посещает человека по воле Божией как вразумление. Я знаю, что современный нам подвижник благочестия прот. Иоанн Кронштадтский тоже не за всех молился, хотя и был весьма любвеобилен к немощам и страданиям людским, к человеческому горю. Праведник прежде прозревал причину болезни. И если видел, что она произошла вследствие грехопадения, тогда молился не об исцелении телесного организма, а об исцелении души человеческой.
Вот и нам с вами, возлюбленные братья и сестры, необходимо разумевать причину болезни, и когда кого-либо из нас постигнет телесная немощь, то будем молиться не о том, чтобы Господь исцелил тело, а чтобы прежде всего очистил нас от греха, тогда и болезнь телесная упразднится.
Вот так мы должны разумевать и так поступать.
И еще, возлюбленные братья и сестры, мне хотелось бы задержать ваше внимание на разъяснении сегодняшнего апостольского чтения — послания ап. Павла к Ефесянам (2-я гл., 4—10-й стихи). В нем говорится о том, что Бог, богатый Своею милостью, явил нам действительно изобильную любовь; что мы спасены не от дел, а по благодати. От дел же никто да не похвалится. Через веру мы получили спасение. И мы сотворены Богом на добрые дела.
Почему я, возлюбленные братья и сестры, хочу обратить ваше внимание на эти слова? Потому что их смысл многие искажают, и особенно те, кто называет себя евангелистами или баптистами. Опираясь на апостольское указание, что не от дел, а по благодати мы спасены, сектанты утверждают, что в деле спасения главное значение имеет вера. Уверовал — уже спасен! Уже готово! И никаких добрых дел не требуется.
Не верьте, возлюбленные мои! Каждому христианину нужно правильно понимать значение апостольского наставления. Действительно, мы спасены через веру. Но как спасены? Ветхозаветное человечество опиралось на закон Моисеев, но поскольку люди не исполняли закон, постольку спасение не могло произойти через дела. Поэтому-то и пришел Сын Божий на землю и независимо от наших дел спас нас, грешников. Победив смерть, Христос дал возможность приобрести жизнь вечную всему человечеству. Но для личного спасения нам необходимы, кроме веры, добрые дела.
Итак, возлюбленные братья и сестры, Господь независимо от наших поступков совершил наше искупление и привел ко спасению. Но для того, чтобы стать достойным этого спасения, необходимы добрые свершения, за которые Господь потребует от нас ответа за них во второе Свое страшное пришествие.
Итак, укрепим себя в православной вере и в истинной христианской жизни, чтобы неослабно шествовать спасительным путем и достигнуть вечного спасения во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Из проповедей митрополита Иоанна Снычёва