Вот читаешь житие прп. Марии Египетской и думаешь: в пустыне рядом с ней не было масонов, гей-активистов, всяких еретиков, католиков, ИНН, электронных паспортов, террористов, либералов, большевиков, выступлений неприятных кому-то политиков, проблем с ЖКХ.
Было ей от этого легче жить? Нет. Избавило ли её отсутствие всего этого от необходимости личного покаяния? Нет….
К чему это я?
К тому, что создается устойчивое впечатление, что мы не доверяем Христу, не доверяем Его Церкви, не чувствуем преображающей силы Его Слова. Всеми своими действиями мы как бы говорим: «Да, Господи, очень важно и интересно то, что Ты нам говоришь! Но пусть сначала весь мир изменится, а потом и мы вслед за ним. Как же нам спасаться, когда столько зла кругом? Надо сначала уничтожить всё зло, а потом, так и быть, мы постараемся уподобиться Тебе – Кроткому и Прощающему. «Железной рукой загоним человечество в рай!» и пусть попробуют отбрыкаться!» И действительно! Представьте, что на Земле пропали все «грешники» (как будто мы сами праведники!). Все. Еретики, прости Господи, все масоны и извращенцы. Все окрестные неправославные народы. И что нам теперь ничего не надо делать для спасения своей души? А вот и нет! Ничего для нас не меняется! А нужно просто соблюдать Заповеди (среди которых нет такой как «убей грешника»), искать в своей жизни личного общения со Христом, молиться дома и в храме, регулярно и осмысленно участвовать в церковных Таинствах, контролировать свои слова, мысли и дела.
То есть, для спасения не требуется изменять мир. Мир менять нужно лишь для комфортной жизни общества. Чтобы жилось спокойно и безбедно. Чтобы не замечалась причинно-следственная связь нашей непутевой жизни и проблем вокруг нас. Это вечный вопрос приоритетов — что для нас важнее: переделать мир в соответствии со своими идеалами или самим им следовать?
Увы, часто христиане, не вполне став христианами, начинают усердно указывать окружающему миру, как надо жить, забывая, что всё несовершенство этого мира надо искоренять, прежде всего, в своей собственной жизни. И по мере этого искоренения, почти независимо от нас, меняется мир вокруг нас. И что теперь, терпеть всякие безобразия и гадости в этом мире? А как же дети?! Ответ прост: надо избегать крайностей. С одной стороны, нельзя, оставив заботу о своих проблемах, устраивать судьбы «детей немецкого пролетариата» (с).
С другой стороны, нельзя устраняться от решения проблем этого мира, отговариваясь необходимостью прежде достичь личного просветления. Важно и то, и другое. Но все наши усилия, какими бы благородными целями они не диктовались, будут бесполезны, если мы не видим беды в лицемерии. Заботимся о детях? Очень хорошо.
Понятно, что мы обязаны воспитывать их в соответствие с нашими идеалами, а не заблуждениями, и предлагать доброе исповедание. Но давайте задумаемся, насколько качественно и православно то, что мы предлагаем им? Насколько мы сами хорошо разбираемся в православном учении? Насколько это важно для нас самих? А если важно, почему сами этому не следуем? Почему декларируем, что стремимся следовать заповедям, но на практике следуем общественной морали или вполне себе языческим предрассудкам? Ведь если дети (и окружающие нас люди) с юности видят, что на словах мы требуем одно, а на деле другое, вправе ли мы судить их, когда они отвергнут наши слова? Ведь если мы просто называем привлекательное для людей (по целому ряду причин) «грехом», имея на то все Евангельские основания — то мы лишь сотрясаем воздух. Но вот когда мы здесь и сегодня, в этом лицемерном и фальшивом мире предлагаем настоящие отношения и чувства, приводящие сердца к Богу, мы, думаю, на правильном пути. Пути тех святых, жития которых сегодня читаем…
игумен Силуан Туманов