Как, возлюбленные братья и сестры, мы боимся простудить тело свое, кутаем его, согреваем: носочки потеплее, кофточки, свитерки. А сохраняем ли мы так душу — от сквозняков, от неполадок, от заблуждений, которые мы принимаем? По слову пророка Давида: «Омыеши мя и паче снега убелюся» — надо нести постоянно покаяние. Так мы и просим в вечерних молитвах: «Господи, дай мне помысл исповедания грехов моих».
Каждый человек в своей жизни много согрешает. Даже святые угодники и то впадали и в прелесть, и в искушение сатанинское. Вспомните прп.Исаакия, как он уже в затворе жил и в подвигах просиял. И осиял его свет, и явился ему ангел и сказал: «Исаакий, ты достиг высоты великой и скоро Христос посетит тебя, чтобы ты поклонился Ему». Наступило назначенное время, и он услышал пение и свет, и увидел в красивой диадеме подобного Царю славы и поклонился ему. И вдруг увидел, что ноги-то козлищ. И стал раскаиваться, и взмолился Богу, и стали демоны его топтать и мучить. И после этого он долго лежал в болезни и каялся. Вот, возлюбленные, как страшно впасть в прелесть!
Читал я житие прп.Льва Оптинского; там рассказывается, как однажды он заехал в одну пустынь. И там был затворник, иеромонах Феодосий, славившийся прозорливостью. И старец спросил его: «Откуда у тебя такие дарования?» «От Духа Святого. Дух в виде голубя ко мне сходит…» «Отче, опомнись, не в прелести ли ты?» «Я думал, что ты пришел от меня назидаться, а ты меня оскорбляешь». Пошел после этого старец Лев к настоятелю и сказал: «Смотрите, как бы не случилась какая беда у вас в монастыре». И не успел он еще доехать до Орла, как получил известие, что этот иеромонах-«прозорливец» руки наложил на себя. Так враг часто приходит с прелестью, чтобы погубить нас. И Господь говорит: «Не прельститеся!». Потому что многие перед Вторым Пришествием прельстятся. Самое главное — жить в простоте, как говорил старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — ни одного».
Некоторые говорят: «Батюшка, сколько я молюсь, а все помыслы, помыслы…» И тут тоже у старца Амвросия мы находим пример: «Едет мужик по рынку с горшками. И надо ему пробраться на средину, где народа побольше и продажа будет получше. Кругом суета, а он все «но» да «но» и доехал до нужного места. Так и в молитве потихонечку нужно двигаться, и продвинешься к Царствию Небесному». Вот как просто все сумел объяснить старец Амвросий! А ведь ученый был муж, «Лествицу» Иоанна Лествичника перевел с греческого. А имел детское сердце и давал чудные наставления, записанные для нас, чтобы и мы назидались.
Простота дается человеку за неосуждение грешников. Если вы видите какого-нибудь брата в винопитии или в других грехах, – помолитесь: «Помоги, Господи, брату выбраться из этой трясины болотной, укрепи его». Но только не осудите никого, а то сами впадете в еще больший грех. И не нужно требовать чрезмерного. Как говорят отцы: «Если увидишь молодого послушника, резво восходящего на небо, опусти его на землю». Нужно сначала на земле научиться жить в мире и в ладу со всеми людьми, тогда и о Царствии Божием можно думать. А нам тот не нравится, другой не нравится, а сами мы – что? В одной семье бывают дети и хорошие, и плохие. За одних радуешься, за других печалишься. Так и наша христианская семья: у каждого свой норов. И лучше помолиться, а не осудить. Как сказано в одной истории: в монастыре некий брат все время что-то читал, записанное на хартии. И братия донесли игумену: «Этот брат колдун». Вызвал его игумен к себе: «Чем ты занимаешься?» «Я всегда, когда боюсь впасть в грех, читаю, что написано у меня в хартии: «Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти, и не осуди брата твоего». Вот как опасно осуждать!
Итак, первый наш грех – это осуждение. А ведь на Страшном Суде мы не за другого будем отвечать, – за себя. На земле мы можем показаться хорошими, добрыми и ласковыми, а там, на Суде, будет видно, какие мы на самом деле. Как сказано: «Сердцеведче! Пощади души наши!».
Протоиерей Иоанн Миронов