Если родители хотят чего-то достигнуть в вопросах воспитания, то необходимы не слова, а в первую очередь, личный пример. Если родители регулярно и с радостью посещают храм, то дети, видя это, будут им подражать, будут охотно и радостно ходить в храм сами, когда подрастут. Безусловно, важно чувствовать своего ребенка. Если ребенок устал, не выспался, переутомлен, надо или поехать на самый конец службы, или дать ему отдохнуть и остаться дома. Но чтобы действительная или мнимая усталость не превратилась в систему, родители должны строго следить за распорядком дня своих детей. Родительское неразумие проявляется, когда родители хотят приучить ребенка, чтобы он стоял в храме все богослужение, в строгой обстановке храма, молча и не шелохнувшись. Нельзя этого требовать от маленького человека! И ребенка надо приводить на то время, которое он выдерживает. То есть взрослым нужно это учитывать и приходить минут через 45 после начала службы. Чтобы ребенок на самом важном моменте службы все-таки присутствовал. Потом его причастить и с миром, с радостью идти домой. Важное правило: в храме ребенка ругать нельзя. Если он устал (не рассчитали время, служба задержалась, или просто раскапризничался), надо взять его на руки, приголубить, приласкать и сесть с ним в уголочек, где вы никому не помешаете, или тихонечко выйти из храма, сказав: «Ты молодец, но ты устал. Ну, давай, побегай здесь. Ты же знаешь, в храме бегать нельзя ни в коем случае. Там себя ведут или очень хорошо, или – уходят. Вот мы с тобой и вышли». Допускать, чтобы дети бегали по храму, шумели, топали ножками – родительская ошибка. Со стороны это может выглядеть забавно, но в храме это совершенно неуместно. У ребенка с храмом должны быть связанны только позитивные и благоговейные ассоциации. Но, повторяю, сердиться на ребенка, раздражаться на несоответствующее поведение категорически нельзя. Надо быть готовым к тому, что ребенок может раскапризничаться и спокойно, но решительно среагировать. Специально думать о том, в каком возрасте увеличивать время службы, не стоит. Внимательный к своему ребенку родитель поймет, когда. Постепенно дети начинают осознанно воспринимать то, что происходит на богослужении. И вся служба может быть выдержана ребенком, если он уже школьник (и не первоклассник), умеющий читать и понимать рациональные объяснения. То есть на позитивные ранние детские воспоминания будут накладываться уже рациональные объяснения. Стоять на службе долго дети способны, когда они понимают, что им надо каяться. Не зря детская исповедь начинается с семи лет, да и то это рановато. Какие грехи у семилетнего ребеночка? И исповедь детская должна быть редкой. Если никаких серьезных событий не произошло у младшего школьника, пусть идет и причащается. Важно, чтобы ребенок начал работать над собой. Вот подходит ко мне недавно мальчик и радостно говорит: «За эту неделю подрался только один раз». То есть работает над собой. И значит, делает шажок к тому, чтобы и службу воспринимать более полно. Еще нужно стараться, чтобы ребенок видел, что происходит во время службы, что происходит в алтаре, когда открыты царские врата. Детский обзор чаще ограничивается ногами и спинами взрослых, так что можно с ним пройти вперед. Если родители почувствуют, что он устал, его внимание уже рассредоточено, нужно отойти в сторонку.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса